Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

     funk gram2 funkc gram1В Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников - основной вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74.

 

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления:

  • Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
  • Второе – дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

 

Таким образом, необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

  • работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
  • работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
  • поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
  • активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей;
  • включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

 

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

 С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

 

На данной платформе учителя могут пройти курсы и научиться создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности

  Функциональная грамотность: развиваем в школе  

 

На данной платформе находится полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA - Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

   Перейти в банк заданий