►Функциональная грамотность
Что такое «функциональная грамотность»
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.
На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.
В Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников - основной вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74.
О востребованности функциональной грамотности
Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».
Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления:
- Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
- Второе – дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.
Таким образом, необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:
- работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
- работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
- поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
- активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей;
- включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
- https://fg.resh.edu.ru/ - Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для учителей и обучающихся
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ - Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классов)
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti - Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (7-9 классы)
На данной платформе учителя могут пройти курсы и научиться создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности
На данной платформе находится полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA - Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA
Методические материалы
Федеральный институт педагогических измерений
Российская электронная школа
Институт стратегии развития образования РАО
Естественнонаучная грамотность
Академия Минпросвещения России
Пособия для учителей
Естественнонаучная грамотность
Рабочие тетради для обучающихся
Естественнонаучная грамотность
МКОУ ДПО "Отрадненский методический центр"
НАЧАЛКА... Что нового? Функциональная грамотность в начальной школе