Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Однако революция в науке и технике внесла свои коррективы в развитие и функциональной грамотности, и самого понятия о ней. Многие ученые приводят все новые и новые формулировки, стараясь наиболее полно описать функциональную грамотность современного человека.

На картинках представлены интегративные компоненты современной функциональной грамотности. Это очень хорошо отражает насколько одновременно сложной стала наша жизнь и сколько всего должен знать и уметь современный человек.

     funk gram2 funkc gram1В Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников - основной вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. Россия занимает в рейтинге PISA традиционные серединные места: 30-37 из 74.

 

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления:

  • Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.
  • Второе – дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

 

Таким образом, необходимо в первую очередь не слепо включать в учебный процесс «задания в формате международных исследований», а последовательно претворять в жизнь множество системных изменений:

  • работать на уроке с информацией, представленной в разной форме (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
  • работать с реальными данными, величинами и единицами измерений;
  • поощрять проявление учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта;
  • активно разрабатывать «PISA-подобные» задания и разворачивать программы повышения квалификации учителей;
  • включать задачи по функциональной грамотности в каждый предмет и обыденный учебный процесс.

 

 

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

 С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:

 

 

На данной платформе учителя могут пройти курсы и научиться создавать задания для формирования у учеников функциональной грамотности

  Функциональная грамотность: развиваем в школе  

 

 

На данной платформе находится полнофункциональный тренажер заданий в формате PISA - Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA

   Перейти в банк заданий   

 

 

Методические материалы

 

Федеральный институт педагогических измерений

    pdf   Методические рекомендации по использованию в учебном процессе КИМ, сформированных на базе банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности

Российская электронная школа

    pdf   Математическая грамотность

Институт стратегии развития образования РАО

    pdf   Математическая грамотность

    pdf   Финансовая грамотность

    pdf   Читательская грамотность

   pdf   Глобальные компетенции

   pdf   Естественнонаучная грамотность

    pdf   Креативное мышление

Академия Минпросвещения России

 Пособия для учителей

    pdf   Естественнонаучная грамотность

    pdf   Математическая грамотность

    pdf   Читательская грамотность

 

 Рабочие тетради для обучающихся

    pdf   Естественнонаучная грамотность

    pdf   Математическая грамотность

    pdf   Читательская грамотность

 МКОУ ДПО "Отрадненский методический центр"

    pdf   НАЧАЛКА... Что нового?  Функциональная грамотность в начальной школе